[Wireless]
Про Михаэля Ханеке я в последнее время могу восторженно разглагольствовать каждый день. Трудно поверить, но человек снявший "Забавные игры" мне видится очень светлым и гуманистичным дедушкой. Нет, вначале я, конечно, думала что у него что-то не так с головой и такое кино может снять только мизантроп. Ровно до того момента, как увидела в дополнительных материалах к "Видео Бенни" интервью, в котором режиссёр разбирает трилогию оледенения, и полезла искать его пояснения с другим фильмам. Внезапно оказалось что:
- Ханеке не переносит насилия! Режиссёр переживает, что люди ежедневно видят ужасные вещи в СМИ и в фильмах и они уже никого не трогают. И он боится, что это может сработать в обратную сторону, потому что у человека уже в какой-то степени стёрты моральные нормы. Фильмы Ханеке, мягко говоря, неудобны, потому что это способ достучаться до смотрящего, а не эпатаж ради эпатажа. "Я пытаюсь вернуть насилию то, чем оно по сути является: боль, причинение вреда другому". Помните, в "забавных играх" все эти приколы с обращением к зрителю, подмигиваниями, отматыванием назад? "Вопрос не в том, ‘как я показываю насилие?’, а скорее, ‘как я показываю зрителю его положение по отношению к насилию и его проявлениям?'"
- Ханеке снимает ПРОСТО. Это не синоним того, что он даёт какие-то определённые разгадки, всё как раз ровно наоборот. Просто - это в том смысле, что голубь, залетевший в окно - это всего лишь голубь. Когда-то режиссёр говорил, что считает себя оптимистом потому что не держит своих зрителей за дураков и не кормит их утешительными иллюзиями и простыми ответами, как в американской модели кино. Мне кажется, основная сложность его фильмов - лишь в этом. Хотя, это вообще главная проблема, возникающая когда мейнстримовый зритель сталкивается с артхаусом - человек пытается впихнуть фильм в привычный шаблон, ждёт готовых ответов и не видит простых вещей. "Мои фильмы создавались для полемики, как антитезисы американскому кино и выхолащиванию им зрительской энергии. Они обращены к кинематографу насущных вопросов — взамен фальшивых (поскольку слишком быстрых) ответов, для изучения дистанции — взамен вторжения в близость, для провокации и диалога — вместо потребительства и соглашательства."
Отдельно скажу про мой любимый "Седьмой континент". Помимо того что он визуально прекрасен, это (не люблю это слово, но здесь оно уместно) экзистенциальное кино. Для меня это как раз про - знаете, вопросы типа "У тебя всё есть, что тебя надо для счастья?". На самом деле, человеческие причины неудовлетворённости существованием не сводятся с сумме отдельных простых, как обычно считается, материальных элементов. Всё очень сложно и невыразимо у человека, а у того, у кого легко, думаю, просто себе в чём-то врёт.
- А ещё у Ханеке крутая борода и вообще он красавец)
Я посмотрела 8 фильмов этого режиссёра и один снятый по его сценарию, и у меня теперь к нему - большая любовь и обожание. И к Изабель Юппер тоже, куда ж без неё!