22:36 

[Wireless]
У нас опять исполняли Шнитке, фортепианный цикл "пять афоризмов". Традиционно каждая часть предваряется чтением стихов Бродского. Главной темой этого произведения является метафизика смерти. По крайней мере, такую трактовку дали нам ведущие.

На моё восприятие, не особо замутнённое академической теорией музыки (за плечами лишь начальное муз. образование и некоторый опыт общения с относительно популярной музыкой XX-XI века), это произведение тревожное, местами пугающее, местами драматичное, местами какое-то космическое, очень тяжело подобрать слово...трансцендентное. Особенно четвёртая часть, символизирующая небытие, с уходящими в бесконечность космическими созвучиями. Его совершенно бессмысленно слушать в записи, нужно сидеть рядом с роялем, улавливать все эти призвуки. "Постепенно действительность превращается в недействительность" (с)

Определённо, произведение это концептуальное, композитор рассуждает через него о достаточно сложных и абстрактных вещах, о которых задумался в конце жизни. Наверняка музыкальный язык его предполагает достаточно точную трактовку, Шнитке писал для людей, обладающих определённым опытом, знающих контекст, способных увидеть и оценить какие-то отсылки и приёмы.
Несмотря на то что сегодняшний концерт был рассчитан на неподготовленного зрителя, у меня всё равно осталось ощущение, что интуитивное понимание конкретно этой музыки бессмысленно. По крайней мере, у тебя должно быть очень хорошо прокачано интуитивное восприятие, а это тоже опыт в сфере академической музыки, наслушанность. То есть, ты всё знаешь и видишь какие-то знакомые структуры, просто это знание минует формализацию, оно непосредственно. Как-то так.

Что такого Ю слышит в музыке Шнитке что она приводит его в такой восторг - для меня загадка. Лично у меня ощущение, что я очень много теряю.

URL
   

Атмосферность

главная